Сергей Белановский (belan) wrote,
Сергей Белановский
belan

Categories:

Выводы по латентным механизмам

1. Во многих областях управления и человеческой деятельности вообще существуют латентные регулирующие механизмы, сильно отличающиеся от нормативных и не всегда осознаваемые участниками процесса (или осознаваемые не всеми). Изучение этих механизмов позволяет правильно определить коридор возможностей для реформирования объекта при различных постановках задач и их граничных условий.

2. Управленческие механизмы, описанные в двух вышеизложенных примерах (плановое управление советской промышленностью и управление российской таможней) эффективно достигают поставленных перед ними целей – максимизацию объемов промышленного производства в СССР и максимизацию величины таможенных сборов при одновременном сокращении коррупции в современной России. Разумеется, это утверждение справедливо лишь при заданных граничных условиях. Оба механизма являются саморегулирующимися. В краткосрочном периоде они действуют в соответствии с теорией регуляторов, т.е. колеблются вокруг оптимальной точки в пределах определенного диапазона. В среднесрочном периоде регулятивные механизмы обеспечивают оптимальную величину планируемых показателей (объемов промпроизводства и величины таможенных сборов). Приступы волюнтаризма, возникающие в любой управленческой структуре, выводят систему за пределы допустимого диапазона колебаний, однако быстро нарастающие негативные последствия возвращают ее обратно. Оптимизировать эту систему невозможно, т.к. она уже находится в оптимальном состоянии.

3. Для того, чтобы ответить на вопрос, как следует реформировать те или иные сферы и механизмы, необходимо понять, чем нас не устраивают существующие механизмы, подобные описанным выше. От ответа на этот вопрос зависит дальнейшая стратегия действия или бездействия.

Последующие выводы будут касаться только таможни.

4. Целью реформы таможни может стать максимизация трех следующих переменных:
·        максимизация финансовых сборов,
·        снижение таможенных барьеров для бизнеса,
·        ликвидация беззакония, установление правового порядка.
При постановке задачи необходимо определить ранги приоритетов указанных целей.

5. В отчете о деятельности таможни было сказано, что современное российское таможенное законодательство формируется в результате интерференции (наложения друг на друга) следующих воздействий: протекционистских мер, фискальных мер, политических санкций и лоббистских влияний. Следствием является сложность, неоднозначность и непредсказуемая изменчивость законодательства. В результате фискальная функция, возможно, выполняется удовлетворительно, однако таможенные барьеры для бизнеса остаются высокими, и правовая ситуация является крайне неудовлетворительной.

6. Для снижения таможенных барьеров необходимо в первую очередь отказаться от политических и протекционистских функций таможни. Лоббистские влияния в этом случае ослабнут сами собой. Отказ от политических и протекционистских функций позволит резко упростить таможенное законодательство и минимизировать происходящие в нем изменения.   Правоприменительная практика постепенно устранит неоднозначность трактовок правовых актов, если те будут оставаться относительно стабильными.

7. Если таможенная деятельность будет освобождена от указанных функций, станут возможными следующие варианты реформирования, которые расположены по степени убывания радикализма:
·        полный отказ от таможенного регулирования (наиболее радикальный вариант);
·        взимание таможенных сборов по одному простому и легко определяемому показателю, например, по весу брутто или весо-габаритным параметрам;
·        кардинальное сокращение числа таможенных кодов, присвоение их укрупненным товарным позициям и закрепление их в законе на длительный период (с затрудненной системой внесения изменений).
Последний вариант в меньшей мере устраняет негативные проявления существующего механизма, но он может стать политически приемлемым по крайней мере в плане постановки отдаленной цели.

8. Если государственная власть не сочтет возможным отказаться от протекционистских и политических мер воздействия на таможенное законодательство, остается уповать на действующий механизм, который уже принес определенные положительные результаты: сокращение коррупции и, предположительно, увеличение таможенных сборов (по сравнению с тем периодом, когда коррупция на таможне была широко распространена). Недовольством предпринимателей в существующей ситуации можно пренебречь. Остается лишь проблема высоких таможенных барьеров, которая возвращает проделанный анализ на исходные рубежи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments