Сергей Белановский (belan) wrote,
Сергей Белановский
belan

Category:

Ликвидация неграмотности 2

Итак, задача ликвидации безграмотности в том смысле, в каком ее понимали Бисмарк и Ленин, в сегодняшних условиях с избытком решена где-то к 5 классу. Что делать дальше?

То, что будет написано ниже - мнение дилетанта, никогда не имевшего отношения к системе образования. Но поскольку образовательные институты фактически превратились в непрозрачные лоббистские структуры, реформы могут быть сконструированы только извне. Кстати, то жже самое мне говорили респонденты из разных бюджетных отраслей: армии ("армия не может реформировать сама себя" - слова респондента -военного), полиции, медицины и др. Да, еще и от судьи я слышал такое высказывание.

После 5 класса лишь редкие родители могут контролировать выполнение домашних заданий своими детьми. А в последующих классах число таких родителей падает до нуля: родители не могут себе позволить повторно проходить школьный образовательный курс, чтобы контролировать, насколько качественно их дети выполняют домашние задания.

Итк, какие мысли приходят в голову лично мне, человеку извне названных систем. Мысль первая: до 5 класса система образования должна быть унифицированной, после 5 класса - кардинально диверсифицированной. Эта диверсификация должна быть несопоставимо глубже, чем сегодняшняя, которая введена после 9 класса: физико-математические, химико-биологические и гуманитарные классы.

Одна из главных проблем совершенного школьного образования - падение мотивации к учебе. В моем исследовании, посвященному ВУЗам, где затрагивался вопрос и выпускников школы, становящихся абитуриентами была экспертная оценка: мотивированы к учебе не более 10% детей. И это было бы еще неплохо, поскольку реальная цифра, на мой взгляд, еще ниже. Среди "гуманитариев" число мотивированных учеников вообще близко к нулю, туда идут дети, не желающие учиться, а желающие продлить детство и тянущие деньги из родителей. Это говорю не я, так говорили мне многие учителя. Впрочем я, как отец могу сказать то же самое.

В одном из моих интервью студент Бауманки на вопрос, как он готовился к сдаче ЕГЭ (речь шла о математике), ответил "Как готовился? Вечером лег спать, а наутро пошел на экзамен". Балл получил высокий. А вот противоположный пример: на протяжении нескольких лет женщина все свои деньги вкладывала в репетиторов. Парень поступил на платное отделение довольно солидного ВУЗа, но завалил первую же сессию. Сейчас учится в какой-то шарашке, чтобы получить "корочки". А женщина подсчитала, что она потратила на репетиторов сумму, достаточную для приобретения хорошего автомобиля. Кстати, в уже упомянутом исследовании от одного респондента прозвучала фраза: "репетиторов нанимают тем, кто не хочет учиться".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments